Взыскание ущерба с работника

Взыскание неустойки по ДДУ с застройщика
23 ноября, 2020
Разрешения на строительство коммерческих зданий
26 ноября, 2020

Взыскание ущерба с работника

Взаимоотношения между руководителем и подчиненным основываются, кроме трудового договора, на появлении доверия. Т.е. работодатель предоставляет гражданину различное оборудование, инструменты и доступ к денежным средствам организации. Если подчиненный будет проявлять халатность, потеряет предметы, находящиеся в собственности фирмы или пропадет часть и всей доход, доверенный лицу, тогда с подчиненного будут взыскиваться убытки. Исходя их практики наших юристов, дело нередко доходит до судебных разбирательств.

Причины привлечь сотрудника к материальной ответственности

Согласно ст.233 ТК РФ, работник будет нести материальную ответственность перед руководителем, если он совершил противоправное действие (бездействие) намеренно, а не из-за независящих от лица обстоятельств.

Взыскать можно лишь те убытки, которые можно точно подсчитать. Стоит отметить, что нельзя взыскать с сотрудника упущенную выгоду.

В ст.238 ТК РФ сказано о действительном ущербе, которая может проявляться в:

  1. реальном снижении количества и качества имущества организации или переданного на хранение;
  2. тратах, которые были понесены руководителям, с целью восстановить и приобрести новое имущество, взамен испорченного работником.

Выделяют категории самых распространенных видов действительного ущерба. К ним относятся:

  • недостача средств или иных материальных ценностей;
  • порча инструментов, оборудования и денежные траты на их восстановление;
  • размер штрафа, который был вынужден заплатить работодатель, из-за виновных поступков сотрудника.

Если работник нанес ущерб каким-либо третьим лицам, то возместить его размер должен руководитель. Но затем он вправе взыскать указанную сумму с гражданина. Тогда ответственность сотрудника не будет превышать пределы данного размера денежных выплат.

Доказать факт причинение реального ущерба работодателю или третьим лицам возможно с помощью составления соответствующего акта, записки самого виновника и фиксация повреждений на оборудовании. Не менее веским аргументом могут служить материалы инвентаризации.

Порядок привлечения к ответственности сотрудника

Состоит из нескольких важных этапов:

  1. Досудебное урегулирование конфликта. Руководитель организации должен не позже, чем через месяц составить с помощью специалиста претензию. Это может способствовать решению конфликта в досудебном порядке. Время начинает течь с момента проведения инвентаризации или осмотра сломанного оборудования и иного предмета.

Когда сотрудник идет на разговор и согласен на добровольную выплату ущерба, то составлять иск не стоит. Тогда остается только обговорить условия погашения, например, сразу ли гражданин отдаст всю сумму или возьмет рассрочку, будет ли передавать денежные средства наличными в руки работодателя или переводить на банковский счет и.т.д. В данном случае необходимо составить соглашение, в котором согласовать все условия возмещения ущерба.

  • Оформление соответствующего иска в суд. Когда претензия не возымела должного результата и сотрудник все еще отказывается возмещать причиненный ущерб. Суд может принять решение о полном возмещении материального вреда, если содержится соответствующий пункт в трудовом договоре или есть виновность со стороны сотрудника. Второй вариант — частичное взыскание, применяется во всех остальных случаях.

Освобождение от материальной ответственности

Руководитель организации вправе простить материальный ущерб, причиненный сотрудником. Для этого составляется приказ (ст.240 ТК РФ). Можно и не закреплять документально факт прощения нанесенного вреда. Потому что, спустя один год, долг гражданина перед организацией спишется автоматически. Причиной будет являться невозможность взыскания денежных средств с физического лица (исковая давность).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *